Система непрерывного медицинского образования – пора накапливать баллы

Присоединение России к Болонскому процессу актуализировало проблему реформирования допуска медицинских работников к профессиональной деятельности и их непрерывного медицинского образования. Одним из путей решения стало появление профессиональных стандартов и, соответственно, изменение системы оценки квалификаций медицинских работников с системы сертификации специалистов на систему аккредитации медицинских работников.

Ксения АЛЕЕВА, руководитель Учебно-методического центра «Глобал Медикал Продактс СПб»

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста является процедурой определения соответствия готовности конкретного работника к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности.

Свидетельство об аккредитации, таким образом, становится своеобразным «пропускным» билетом в профессиональное сообщество и подтверждает, что его обладатель соответствует определенным образовательным стандартам, а медицинские услуги будут оказаны с должным уровнем качества.

Вместе с тем, аккредитация – это не просто новое название экзамена, а революционное изменение всей системы подготовки врачей с целью выведения квалификации медицинских работников на уровень самых современных требований, и вместе с тем это завершающий этап внедрения новых практикоориентированных медицин-ских образовательных стандартов третьего поколения, на которые переходит Россия.


Система НМО: медицинские работники должны получать образование на протяжении всей профессиональной деятельности


Успешно подтвердившие свою квалификацию выпускники вузов теперь получают право приступать к профессиональной деятельности без прохождения годичной интернатуры. При этом первичная базовая аккредитация дает право работы в определенных должностях с определенными полномочиями. Так, прошедшие в этом году аккредитацию выпускники вузов по специальностям «Стоматология» и «Фармация» смогут сразу работать на должностях «врач-стоматолог» и «провизор», «провизор-технолог» соответственно. А в 2018 году и выпускники системы профессионального среднего образования (медсестры, акушерки, лаборанты) выйдут из стен своих альма-матер аккредитованными специалистами. Впервые будут получать аккредитацию окончившие образование по программам ординатуры и те, кто пройдет в 2018 году профессиональную переподготовку.

Вместе с тем, с введением системы аккредитации меняется и система постдипломного дополнительного образования. Вводится так называемая система непрерывного медицинского образования, когда практикующие доктора, имеющие действующие сертификаты, должны набрать определенное количество баллов для аккредитации через портал непрерывного медицинского образования edu.rosminzdrav.ru. И это актуально уже сейчас! К примеру, если врач получил сертификат в январе 2016 года, то по состоянию на январь 2017 года у него должно быть набрано не менее 50 баллов. Всего по истечении 5-летнего срока специалист должен набрать не менее 250 баллов.

Идея, заложенная в систему непрерывного медобразования (НМО), проста – врач должен учиться постоянно, 1 час в неделю. Этот час (некий образовательный продукт) может быть разным. Врач может получить его очно – в образовательном учреждении, а может – дистанционно. Системой также предусмотрены как стажировки, так и типовые программы ведущих вузов, самостоятельное прохождение электронных образовательных модулей.

Дополнительные баллы можно получить, посещая мероприятия, аккредитованные в системе НМО (конференции и семинары, мастер-классы и т. д.).

К слову сказать, новая система опирается на лучшие образовательные медицинские ресурсы. Она построена по модульному принципу, что позволяет учитывать как интересы самих врачей, так и потребности системы здравоохранения и оперативно реагировать на появление новых медицинских технологий.

Однако набор баллов не означает, что при аккредитации врач не будет сдавать экзамен. Экзамен также будет, в компьютерном виде на кафедрах медицинских вузов (так же как были экзамены на сертификат) + практические навыки в фантомных классах. В ходе аккредитации будут определяться не только теоретические знания испытуемых, но и их практические медицинские навыки и способность к клиническому мышлению.

К примеру, выпускники медвузов с 2016 года проходят так называемую первичную базовую аккредитацию.

Это сложный экзамен, состоящий из трех этапов.

1-й этап – проверка уровня теоретических знаний: единый тестовый экзамен, своеобразный медицинский ЕГЭ.

2-й этап – определение степени владения конкретными умениями: общеклинический структурированный экзамен, проводящийся в симулированных условиях.

3-й этап – проверка клинического мышления: разбор кейсов клинических задач (описания клинических случаев), при котором испытуемому необходимо определить характер заболеваний и разработать стратегию лечения.

Всего предусмотрено три вида аккредитации:

• первичная-базовая – для выпускников вузов;

• первичная-специализированная – после окончания ординатуры;

• реаккредитация (повторная) – раз в 5 лет для всех медицинских работников.

А оценивать итоги испытания и квалификацию выпускника или уже практикующего врача будет специальная независимая аккредитационная комиссия. Во главе ее – 3 сопредседателя с равным правом решающего голоса:

• представитель профессионального сообщества, принимающего в свои ряды нового члена (это может быть делегат от соответствующей общественной медицинской организации, ассоциации врачей и т. п.);

• работодатель, для которого важно, какими умениями владеет его работник (в случае реаккредитации действующих врачей);

• представитель образовательного учреждения (обязательно не того, где учился выпускник).

Благодаря такому разностороннему составу комиссии будут налаживаться связи между врачебным сообществом и медицинскими вузами. Это поможет оценивать и совершенствовать качество подготовки и уровень квалификации как будущих, так и практикующих докторов.